Главная > Сантехника > Как починить гофрированный шланг своими руками инструкция по ремонту

Владислав Бирюков
249

Владислав Бирюков. Изучаю внутреннее устройство техники и делюсь принципами её ремонта.
714
1 минуту

Гофрированный шланг дал течь? Чиним своими руками без замены

Этот звук знаком каждому: едва уловимый подсвист воздуха из шланга пылесоса, делающий уборку неэффективной. Или лужица воды под посудомоечной машиной после каждого цикла, заставляющая лезть с фонариком в темный угол. А может, в салоне автомобиля после включения заднего омывателя пахнет омывающей жидкостью и мокнет коврик. Во всех этих сценариях виновата одна, казалось бы, простая деталь — гофрированный шланг.

Первая мысль — бежать в магазин за новым. Но часто цена вопроса 120 рублей за метр сливной гофры или 500-1000 рублей за оригинальный шланг для техники заставляет задуматься. А если поломка случилась вечером или вдали от магазинов? Ремонт возможен, причем в 80% случаев он надежен, не требует специальных навыков и занимает от 10 минут до часа. Главное — понять, что именно сломалось и какой метод «лечения» подойдет в вашем случае.

Давайте разберемся, как вернуть к жизни прохудившийся гофрошланг от пылесоса, посудомойки или системы омывателя автомобиля. От простой временной меры в виде изоленты до почти профессионального ремонта с помощью термоусадки.

Диагностика: ищем врага, которого не всегда видно

Прежде чем хвататься за скотч, нужно точно локализовать повреждение. Случай с автомобильным омывателем обычно ясен — жидкость течет в салоне. А вот с бытовой техникой сложнее. Пылесос может просто хуже всасывать, а посудомойка — подтекать лишь в момент слива.

Изображение

Метод поиска универсален. Для шлангов с жидкостью (посудомойка, омыватель): отсоедините шланг, заглушите один конец пальцем или пробкой, а в другой с силой подуйте. Место утечки сразу выдаст себя шипением или появлением пузырей, если опустить шланг в воду. Для пылесосов: включите агрегат на полную мощность и проведите рукой по всей длине шланга — разрыв или трещину вы почувствуете тягой воздуха.

«Чаще всего шланги рвутся не посередине, а в местах соединения гибкой гофры с жесткими пластиковыми патрубками. Именно там возникают максимальные напряжения при изгибах. Второе по популярности место — перетертые участки от контакта с острым углом мебели или, как в известной истории с форума, от кошачьих когтей».

Выбор оружия: от изоленты до термофена

Способ ремонта на 90% зависит от двух факторов: давления в системе и места повреждения.

  • Низкое давление (слив посудомоечной/стиральной машины, шланг пылесоса): здесь требования к герметичности не столь высоки. Подойдут бандажные методы, клей, изолента. Даже небольшой подсос воздуха для пылесоса не критичен, а в сливе давление появляется только при работе насоса.
  • Высокое давление (подача воды в посудомойку, система омывателя автомобиля): здесь нужен более основательный подход — ремкомплекты с муфтами, качественная термоусадка или только замена.
  • Повреждение у края (в районе патрубка): самый простой случай. Часто решается простым подрезом шланга.
  • Повреждение посередине: требует вставки, бандажа или качественной запайки.

Собрали весь арсенал для ремонта в одной таблице, чтобы вы могли выбрать под свою ситуацию.

Изображение

Материалы и методы ремонта гофрированного шланга

Метод Что понадобится Для каких случаев Плюсы Минусы
Временная герметизация Изолента, сантехническая (ФУМ) лента, скотч Небольшие проколы, трещины. Срочный ремонт «на время». Мгновенно, дешево, материалы всегда под рукой. Ненадежно, боится воды и трения, выглядит неэстетично.
Бандаж на клею Велосипедная/автомобильная камера, резиновая полоска, суперклей или «Момент». Продольные разрывы, проколы в середине шланга пылесоса или слива. Очень надежно для низкого давления, гибкое соединение. Требует аккуратности и времени на сушку клея.
Ремонтная муфта (врезка) Куски жесткой пластиковой/металлической трубки под диаметр, 2-4 хомута. Сквозные повреждения, разрывы. Универсален для любых шлангов. Максимальная надежность, выдерживает давление. Укорачивает шланг, создает жесткий участок.
Термоусадочная трубка Термоусадочная трубка подходящего диаметра, строительный фен или зажигалка. Проколы, трещины, укрепление стыков. Идеально для автоомывателей. Профессиональный вид, отличная герметизация, долговечно. Нужен специальный инструмент (фен).
Авторский ремкомплект (для авто) Ремкомплект трубок и соединителей (например, VAG 5J0955871A/B). Трещины в гофре омывателя автомобиля в труднодоступных местах. Фирменное решение, высокая надежность. Стоит почти как новый шланг, нужно искать по номеру.

Инструкция к действию: пошаговые алгоритмы ремонта

Случай 1: Разрыв у патрубка пылесоса или посудомойки

Классика жанра. Шланг надорвался у самого входа в пластиковый наконечник. Решение элегантное и простое — подрезка.

Изображение
  1. Отсоедините шланг от техники.
  2. Острым ножом или ножницами ровно отрежьте поврежденный участок. Резать нужно не по самому разрыву, а отступив 1-2 см в здоровую зону, чтобы получить ровный торец.
  3. Перед вами чистый срез гофры и старый патрубок, внутри которого торчат остатки. Аккуратно подденьте и вытащите эти остатки из паза в патрубке.
  4. Зачистите и обезжирьте внутренность патрубка и внешнюю сторону обрезанного шланга.
  5. Важно: многие патрубки имеют внутреннюю винтовую нарезку. Нанесите на нее немного сантехнического герметика (неклейкого) или силикона и, с усилием вкручивая, насадите патрубок на шланг до упора. Если патрубок разборный (как у многих Samsung) — извлеките из него пластиковую втулку-вкладыш, наденьте ее на шланг, а затем соберите корпус.
  6. Дайте герметику схватиться (30-60 минут). Готово. Шланг стал короче на пару сантиметров, но работает как новый.

Случай 2: Дырка или трещина посередине длины

Кот-диверсант или острый угол стола оставили свой след. Будем ставить бандаж.

  1. Найдите и отметьте повреждение. Если дыря мало, слегка расширьте ее кончиком ножа, чтобы клей лучше зашел внутрь.
  2. Вырежьте из велосипедной камеры прямоугольную заплатку. Она должна перекрывать дыру с запасом не менее 1.5-2 см во все стороны.
  3. Тщательно обезжирьте место ремонта на шланге и одну сторону заплатки ацетоном или спиртом.
  4. Нанесите на заплатку и шланг слой качественного резинового клея («Момент» для резины, «Супер-Момент» и т.п.). Дайте подсохнуть 2-3 минуты до «отлипа».
  5. Плотно приклейте заплатку, разгладьте от центра к краям, чтобы не осталось пузырей. Сильно прижмите на 5-10 минут. Для верности можно после высыхания первого слоя намотать сверху виток-два изоленты для фиксации, но это не обязательно.

Альтернатива — врезка муфты: если разрыв сквозной и большой, вырежьте поврежденный участок полностью. Возьмите жесткую трубку (подойдет даже корпус от шариковой ручки или специальная сантехническая вставка) длиной 3-5 см. Наденьте на нее оба конца шланга и зафиксируйте с двух сторон винтовыми хомутами. Это самый надежный способ для сливных систем.

Изображение

Случай 3: Течет шланг заднего омывателя в автомобиле

Особая песня, часто требующая разборки обшивки. Но ремонт может быть не таким страшным.

  1. После разборки и извлечения шланга (как в истории с Golf на Drive2) оцените повреждение. Чаще всего трещина на гофре в районе перегиба за бардачком.
  2. Вариант А (дешево и сердито): вырежьте треснувший участок. Приготовьте вставку из тонкой пластиковой трубки (от капельницы, например) и два отрезка винилового или силиконового шланга чуть большего диаметра. Наденьте их на концы гофры, а стык между ними соедините вашей вставкой. Стяните все хомутами. Винил/силикон плотно обожмет гофру.
  3. Вариант Б (как на заводе): используйте ремкомплект, как автор бортжурнала. Например, для VAG это детали 5J0955871A (соединитель) и 5J0955871B (уплотнители). Он представляет собой короткую жесткую трубку с уплотнителями, которая вставляется в место разреза гофры и обеспечивает идеальную герметизацию.
  4. Вариант В (профессионально): наденьте на место повреждения термоусадочную трубку с клеевым слоем. Грейте ее строительным феном равномерно по кругу, пока она не плотно обожмет гофру, а из-под краев не выступит расплавленный клей. Это один из лучших и долговечных методов.

Ловушки, в которые попадают все, и как их обойти

Ремонт — не алхимия, но есть нюансы, которые сведут на нет все усилия.

  • Неправильный клей. Полипропилен (из него сделана гофра) и полиэтилен клеятся крайне плохо. Обычный «Суперклей» тут бесполезен. Нужен специальный для пластика или, что лучше, — механический метод (бандаж, муфта). Для резиновых заплаток — именно резиновый клей.
  • Экономия на обезжиривании. Пыль, влага, грязь — главные враги адгезии. Протрите место ремонта ацетоном или спиртом. Это 50% успеха.
  • Ремонт под напряжением. Перед работой с шлангом посудомойки или стиральной машины отключите прибор от сети и водоснабжения! С автомобилем — отсоедините клемму аккумулятора, если работы рядом с проводкой.
  • Игнорирование причины поломки. Если шланг перетерся о sharp угол, после ремна заклейте этот угол мягким материалом или проложите трассу шланга иначе. Иначе история повторится.
«Самая частая ошибка на форумах — совет "замотать изолентой" для шланга высокого давления. Обычная ПВХ изолента под напором воды или от вибрации отклеится за неделю. Для таких случаев есть специальная сантехническая самоуплотняющаяся лента (типа "Герлен") или армированный скотч. Но и это — полумера».

Когда руки опускаются: ситуации, где ремонт бессмысленен

Давайте будем реалистами. Есть случаи, когда проще и дешевле купить новый шланг.

  • Множественные повреждения. Если ваш шланг похож на решето после встречи с семейством ежей, никакие заплатки не спасут. Потеря эффективности будет колоссальной.
  • Разрыв в непосредственной близости от другого, недавно отремонтированного места. Материал вокруг старого ремонта уже устал, следующий разрыв не заставит себя ждать.
  • Повреждение армированного шланга высокого давления (для подачи воды). Внутри него есть оплетка, и при повреждении нарушается вся структура. Временная починка может привести к внезапному разрыву и потопу.
  • Оригинальный шланг стоит копейки, а его замена занимает 5 минут. Как в той истории с посудомойкой — новый шланг за 650 рублей или полдня возни с клеями и надеждой? Иногда правильный выбор очевиден.

Гофрированный шланг — не приговор к расходникам. Это часто ремонтопригодный узел, поломка которого дает вам шанс ненадолго почувствовать себя инженером-сантехником. С минимальным набором инструментов и пониманием физики процесса вы можете продлить его жизнь на годы. Главное — оцените масштаб бедствия, выберите адекватный метод и не поленитесь сделать все качественно. А если сомневаетесь — помните, что даже временная фиксация изолентой позволит вам спокойно доработать до выходных, когда можно будет купить новую деталь или сделать капитальный ремонт.

Еще от автора

Дорожка на плате отвалилась. Что делать, кроме как выбросить плату?

Вы только что закончили замену неисправного электролитического конденсатора. Паяльник отложен, плата остывает. Вы включаете устройство, и... ничего. Тишина. При детальном осмотре обнаруживается, что под силовым выводом конденсатора от нагрева отошла и слегка приподнялась сама медная площадка, разорвав тончайшую дорожку. Чувство досады знакомо каждому, кто хоть раз ремонтировал электронику. В этот момент возникает дилемма: плата на выброс или есть шанс?

Балконная дверь не закрывается: что делать, если она провисла, дует и скрипит

Знакомо: вы подходите к балконной двери, а она с трудом открывается, цепляя порог, или закрывается с характерным скрежетом. А может, даже когда она заперта, от неё тянет холодом. Первая мысль — вызвать мастера, вторая — а сколько это стоит? Между тем, в 80% случаев с этими проблемами можно справиться самостоятельно, вооружившись одним-двумя инструментами и получасом времени. Регулировка пластиковой двери — это не высшая математика, а чёткий механический процесс, который под силу понять и выполнить каждому.

Разбитая крышка бачка унитаза – не повод для паники

Неловкое движение, падение тяжелого флакона или просто давняя трещина – и вот крышка бачка лежит в плачевном состоянии. Первая мысль – новая крышка, а то и весь унитаз. Но спешить не стоит. В 90% случаев крышку можно восстановить так, что дефект станет практически незаметным для постороннего глаза. Это не магия, а работа с материалами, многие из которых уже есть в вашем гараже или хозяйственном магазине за углом.

Лопнула кожа на ботинке вдоль подошвы: спасаем любимую пару, а не выбрасываем деньги

Это происходит почти всегда неожиданно. Вы надеваете проверенные годами ботинки или сапоги, делаете первый шаг и чувствуете знакомый щелчок или неприятный хлопок. Взгляд опускается вниз, и сердце немного сжимается: по шву, где верх встречается с подошвой, расходится неэстетичная трещина. Вода, грязь, холод — теперь все это прямая дорога внутрь. Первая мысль — "все, пора в мусорку". Вторая, более рациональная — "а можно ли это починить самому?".

Еще по теме

Валенки продырявились? Не спешите их выбрасывать

Войлочная обувь — это не просто обувь. Это сгусток тепла, воспоминаний о зимах из детства и проверенная веками технология. Но что делать, когда на любимом правом валенке (почему-то всегда страдает именно правый) появляется дырка, а подошва стирается до тонкого войлока? Мысль о походе в сапожную мастерскую часто отпадает сама собой — таких специалистов осталось мало, да и стоимость работы может приближаться к цене новых валенок.